В апреле 2015 года вступили в силу 119 принятых к настоящему времени нормативно-правовых актов. Среди нововведений можно выделить повышение размера выплат по ОСАГО за вред, причиненный жизни или здоровью пострадавшего в ДТП. Так, если ранее пострадавший мог рассчитывать максимум на 160 тыс. руб., то теперь эта сумма увеличена до 500 тыс. руб. Следует отметить, что размер выплаты зависит от даты заключения договора ОСАГО виновником ДТП. Если договор страхования был оформлен до 1 апреля 2015 года, то размер выплат по нему останется прежним.
Одновременно с повышением размера выплат установлены новые минимальные и максимальные значения базовой ставки страхового тарифа. По большей части категорий транспортных средств минимальная базовая ставка увеличена на 40%. Например, для принадлежащих гражданам легковых автомобилей категории «В» минимальная базовая ставка повышена с 2440 руб. до 3432 руб. При этом максимальная базовая ставка по этой категории автомобилей повышена с 2574 руб. до 4118 руб., то есть на 60%. Кроме того, изменены и коэффициенты страховых тарифов, зависящие от территории преимущественного использования транспортного средства. Они повышены для 11 регионов и снижены для 10 регионов и г. Байконур. Максимальное повышение этого коэффициента (на 25%) произошло в некоторых местностях Республики Мордовия. Максимальное снижение (почти на 42%) – в Магаданской области.
Важное изменение касается некоторых категорий пенсионеров: социальные пенсии с 1 апреля повышены на 10,3%. В результате индексации средний размер пенсии увеличивается на 777 руб., пенсии детей-инвалидов – на 1069 руб., пенсии по инвалидности военнослужащих-призывников – на 1095 руб., по случаю потери кормильца их семьям – на 924 руб. Средние пенсии инвалидов вследствие военной травмы и участников ВОВ, получающих две пенсии, увеличиваются соответственно на 1248 и 1193 руб.
В соответствии с Федеральным законом от 23.05.2015 № 131-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 10 Федерального закона «О дополнительной мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» теперь обладатель государственного сертификата на материнский (семейный) капитал может направить соответствующие средства не только на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу) на строительство или приобретение жилья, но и на уплату первоначального взноса. Соответствующее дополнение внесено в Закон о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей.
Федеральным законом от 20.04.2015 N 104-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 34 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» конкретизирован круг кандидатов для поступления на военную службу, отбор которого осуществляется военными комиссариатами. К категории таких граждан теперь не подпадают кандидаты для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы РФ на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами.
Отбор указанных кандидатов, а также кандидатов из числа иностранных граждан для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы РФ на воинские должности согласно изменениям от 20.04.2015 будет осуществляться пунктом отбора на военную службу по контракту совместно с военными комиссариатами в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
Определение соответствия граждан (иностранных граждан), отбираемых на военную службу по контракту военными комиссариатами или пунктами отбора на военную службу по контракту совместно с военными комиссариатами, требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, будут возлагаться соответственно на комиссии военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, или на создаваемые в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы, совместные комиссии пунктов отбора на военную службу по контракту и военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту.
В работе совместных комиссий пунктов отбора на военную службу по контракту и военных комиссариатов смогут принимать участие представители воинских частей, для которых проводится отбор, и представители воинских частей, военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, привлекаемые к выполнению мероприятий по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту
Изменения вступили в силу с 01.05.2015 года.
Постановлением Правительства РФ от 28.03.2015 № 289 «О порядке информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом» установлена процедура информирования собственников помещений и иных лиц в случае прекращения лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом, утверждены Правила, определяющие в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ порядок информирования, в том числе органов местного самоуправления, на территории которых юридическое лицо или индивидуальный предприниматель на основании лицензии осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, собственников помещений в многоквартирном доме, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, ресурсоснабжающих организаций, с которыми лицензиатом заключены договоры поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, о следующих обстоятельствах:
- назначение два или более раз в течение календарного года лицензиату судом административных наказаний за неисполнение предписаний, выданных органом государственного жилищного надзора в отношении многоквартирного дома, деятельность по управлению которым он осуществляет;
- принятие лицензирующим органом решения об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ;
- принятие лицензионной комиссией решения о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии;
- вступление в законную силу решения суда об аннулировании лицензии и внесение соответствующей записи в реестр лицензий субъекта РФ.
Установлены порядок и сроки информирования о возникновении оснований для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ, о принятии органом государственного жилищного надзора решения об исключении сведений о доме из реестра лицензий субъекта РФ, о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии на основании решения лицензионной комиссии, а также о вступлении в законную силу решения суда об аннулировании лицензии и внесении соответствующей записи в реестр лицензий субъекта РФ.
С 20.03.2015 вступили в законную силу изменения, внесенные в Уголовно-процессуальный кодекс РФ (далее по тексту - УПК РФ) федеральным законом от 08.03.2015 № 36-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».
Указанным федеральным законом введена ст. 125.1 УПК РФ, которая предусматривает подачу жалобы на постановление дознавателя, следователя, руководителя следственного органа или прокурора о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по основаниям, указанным в части второй статьи 24 настоящего Кодекса, если до вступления приговора в законную силу преступность и наказуемость деяния были устранены новым уголовным законом, или в части третьей статьи 27 настоящего Кодекса, если лицо не достигло к моменту совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо несовершеннолетний, который хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния.
При рассмотрении вышеуказанной жалобы судья проверяет законность и обоснованность данного решения, а также на основании доводов, изложенных в жалобе, законность и обоснованность возбуждения уголовного дела, привлечения лица в качестве подозреваемого, обвиняемого и применения к нему мер процессуального принуждения путем исследования в судебном заседании имеющихся в уголовном деле доказательств, свидетельствующих о фактических обстоятельствах уголовного дела, по правилам, установленным главой 37 настоящего Кодекса.
По результатам рассмотрения жалобы судья выносит постановление, содержащее одно из следующих решений: 1) об удовлетворении жалобы и о признании незаконным постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по основаниям, указанным в части второй статьи 24 или части третьей статьи 27 настоящего Кодекса, и о наличии (об отсутствии) оснований для применения процедуры реабилитации 2) об оставлении жалобы без удовлетворения.
Если суд признает постановление руководителя следственного органа, следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, то он выносит соответствующее решение и направляет его руководителю следственного органа для исполнения.
Федеральным законом от 30 марта 2015 года № 62-ФЗ внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ в части участия потерпевших при рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговора.
В соответствии с внесенными изменениями потерпевший, его законный представитель, представитель, вправе обратиться в суд с ходатайством о предоставлении информации о прибытии осужденного к лишению свободы к месту отбывания наказания, о перемещении осужденного из одного исправительного учреждения в другое, о выездах за пределы учреждения, о времени освобождения из мест лишения свободы.
В ходатайстве потерпевший может поставить вопрос о его извещении о рассмотрении судом вопросов об освобождении осужденного от наказания, об отсрочке исполнения приговора или о замене осужденному неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
Ходатайство заявляется до окончания прений сторон в письменной форме. В ходатайстве указываются перечень информации, которую желает получить потерпевший, адрес места жительства, адрес электронной почты, номера телефонов, а также иные сведения, которые могут обеспечить своевременное получение потерпевшим информации.
При заявлении указанного ходатайства суд одновременно с постановлением обвинительного приговора выносит постановление, определение об уведомлении потерпевшего или его законного представителя.
В постановлении, определении указывается, какая информация должна быть предоставлена потерпевшему, контактные адреса и телефоны потерпевшего, разъясняется необходимость своевременного информирования потерпевшим органа или учреждения, исполняющих наказание, об изменении этих сведений или отказе от дальнейшего получения информации.
В случае если имеется вышеуказанное постановление или определение суда потерпевший вправе участвовать в судебном заседании при рассмотрении вопросов об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, а также вопроса об отсрочке исполнения приговора».
Постановлением Правительства РФ № 279 от 26.03.2015 утверждены правила определения цены находящихся в федеральной собственности земельных участков при заключении договора купли-продажи без проведения торгов.
В соответствии с принятыми правилами при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов его цена определяется в размере 60 процентов его кадастровой стоимости при продаже:
а) земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, гражданину, являющемуся собственником здания или сооружения, возведенных в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и расположенных на приобретаемом земельном участке;
б) земельного участка, предоставленного юридическому лицу - собственнику здания или сооружения, являющихся объектами федерального или регионального значения и расположенных на приобретаемом земельном участке.
При продаже земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и относящегося к имуществу общего пользования, этой некоммерческой организации, а также земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, предоставленного юридическому лицу для ведения дачного хозяйства и относящегося к имуществу общего пользования, указанному юридическому лицу цена их определяется в размере 2,5 процента их кадастровой стоимости.
Федеральным законом от 20.04.2015 № 101-ФЗ внесены изменения в статью 127 Семейного кодекса РФ.
Федеральным законом № 101-ФЗ установлено, что лица, имеющие или имевшие судимость, подвергшиеся или подвергающиеся уголовному преследованию за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства, против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, относящиеся к преступлениям небольшой и средней тяжести, могут выступать усыновителями, если судом такие лица будут признаны не представляющими опасность для жизни, здоровья и нравственности усыновляемого ребенка.
Суд при вынесении решения об усыновлении ребенка таким лицом учитывает обстоятельства деяния, за которое лицо подверглось уголовному преследованию, срок, прошедший с момента совершения деяния, форму вины, обстоятельства, характеризующие личность, в том числе поведение такого лица после совершения деяния, и иные обстоятельства в целях определения возможности обеспечить усыновляемому ребенку полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие без риска для жизни и здоровья ребенка.
Кроме того, положения устанавливающие запрет на усыновление ребенка лицами, не имеющими дохода, который обеспечивал бы ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, а также не прошедшими подготовку в установленном порядке не распространяется на отчима (мачеху) усыновляемого ребенка.
Указанный Федеральный закон вступил в силу 02.05.2015.
С 2 мая 2015 года вступают в законную силу изменения внесенные указом Президента Российской Федерации №103-ФЗ от 20.04.2015 в УИК РФ, Закон РФ «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», а также в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Указанные изменения касаются порядка посещения священнослужителями исправительных учреждений и СИЗО, порядка проведения религиозных обрядов и церемоний.
Так, изменениями внесенными в ст.14 УИК подробно регламентирован порядок проведения встреч осужденных со священнослужителями, закреплено право осужденных требовать таких встреч, утверждена их двухчасовая продолжительность, а также указано на отсутствие ограничений по количеству таких встреч.
Закреплено право осужденных на отправление религиозных обрядов в запираемых помещениях, ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ и ведомственных лечебных учреждениях.
В то же время законодатель отметил, что такие встречи проводятся в соответствии с требованиями правил внутреннего распорядка ИУ и СИЗО, а проведение религиозных обрядов и церемоний проходит в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства.
В ст.11 Закона РФ «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», внесены изменения, возлагающие на администрацию ИК и СИЗО передать имущество религиозного назначения, находящееся в федеральной собственности, на территории данных учреждений - религиозным организациям.
Федеральным законом РФ от 02.05.2015 № 116-ФЗ статьи 13.15 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения, согласно которым размер штрафа за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, их производство либо хранение в целях массового распространения, составит от ста тысяч до 1 миллиона рублей (ранее размер штрафа составлял от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей).
Установлена административная ответственность юридических лиц за производство либо выпуск продукции СМИ, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, материалы, публично оправдывающие терроризм, или другие материалы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 20.3 (пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики, символики экстремистских организаций) и 20.29 (производство и распространение экстремистских материалов) КоАП РФ. Правонарушение повлечет наложение штрафа в размере от ста тысяч до 1 миллиона рублей с конфискацией предмета правонарушения.
Федеральным законом от 02.05.2015 № 116-ФЗ «О внесении изменений в статьи 13.15 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», вступающим в силу с 13.05.2015, усилена административная ответственность юридических лиц за массовое распространение экстремистских материалов.
В соответствии с поправками, внесенными в статью 20.29 КоАП РФ, размер штрафа за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, их производство либо хранение в целях массового распространения, составит от 100 тыс. до 1 млн. рублей (ранее размер штрафа составлял от 50 тыс. до 100 тыс. рублей).
Кроме того, частью 6 статьи 13.15 КоАП РФ установлена административная ответственность юридических лиц за производство либо выпуск продукции СМИ, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, материалы, публично оправдывающие терроризм, или другие материалы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 20.3 (пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики, символики экстремистских организаций) и 20.29 (производство и распространение экстремистских материалов) КоАП РФ. Правонарушение повлечет наложение штрафа в размере от 100 тыс. до 1 млн. рублей с конфискацией предмета правонарушения.
Федеральным законом от 02.05.2015 № 122-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
В соответствии с внесенными поправками, если Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Определено также, что Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может устанавливать особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более 50 процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности.
Минтруд России вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов.
Уточняющие поправки также внесены в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2016 года.
Источник: Химкинская городская прокуратура
от 18 июня 2015 г. 10:52:00